Том Стюарт-Смит и его Картины садов

04.02.2022


Том Стюарт-Смит на презентации книги собственных садов «Drawn from the land» или «Зарисовки с земли», в Садовом Музее поделился с аудиторией и писателем Тимом Ричардсоном, что его карьера на самом деле не развивалась до сорокалетия, совпадающего с датой рождения сада Broughton Grange (2000).

Создание флагманского партера Broughton Grange

Том буквально взял дубовые, ясеневые и буковые листья и исследовал их структуру под микроскопом. Из макро фото структуры листьев дизайнер создал сверхсовременный партер, ныне являющийся визитной карточкой сада. Каждую осень партер засаживают пятью тысячами тюльпанов, после цветения их сменяют астры, рудбекии, вероникаструмы и анемоны. Интересно, что в этом саду количество топиаров (фигурно сформированных кустов или деревьев) значительно больше, чем обычно в садах Тома.

Нарядность английского сада или натуралистичность?

Как же аксиома, что Том Стюарт-Смит – сторонник натуралистического стиля посадок?

Несмотря на его известные природные сады в Vergelegen, в Массачусетсе, луга дома, в The Barn и один из последних садов для известного винодела La Granja Alnardo в Испании, работам Тома присуща нарядность английского сада.

«В мире где банальность – это норма, мы, дизайнеры, обязаны привносить в него разнообразие», – горячо подчеркивает Том.

В семейном имении Serge Hill отец приучил детей не только к работе в саду, но и к бесконечной конкуренции друг с другом. Решение Тома учиться ландшафтному дизайну вызвано желанием превзойти брата в садоводстве.

Ландшафтный скетчинг как искусство

Каждый проект в книге проиллюстрирован самим Томом. Первыми попытками ландшафтного скетчинга были зарисовки с работ Джона Села Котмана. Рисованию с натуры бунтарь против простоты учился в парках Манчестера. Относительно первых попыток пера общеизвестно, что во время обучения зоологии его скетчбуки были наполнены анатомическими зарисовками сечений животных.

Почему Том изображает будущие сады с высоты птичьего полета? Вместо того чтобы рассказывать, каким образом необходимо сад созерцать – он пытается спровоцировать ощущение воображаемой прогулки, зародить предчувствие будущего сада. Том сравнил картины сада с заморской принцессой, приезду которой предшествует ее миниатюра.

Картине сада в ручной подаче почти всегда предшествует компьютерная 3д модель. Как отметил Тим Ричардсон, эскизы на 95% соответствуют реализованному саду. Для крупнейшего сада в Европе Bridgewater рисунок Тома достиг 7 футов в длину.

Растения-монстры и дикий сад для корпорации

Oakhill. Том работал 8 лет над проектом сада для штаб-квартиры корпорации с 400 работниками. Владелец не терпел ровных линий, поэтому ландшафтный дизайн был максимально естественным. Как отмечает Том, это было легко сделать, потому что на месте находился кустарник, типичный для Викторианского сада, он просто сделал его более «диким».

Луга и прерии были созданы вместе с известным экологом и ботаником Джеймсом Хитчмо. Семена для создания луга были высажены на микс глины и бетона прямо над четырехэтажным компьютерным центром. Интересной была история с Silphium Laciniatum – растением-агрессором почти трёхметровой высотой, от которого пришлось избавиться, делая глубокие отверстия и заливая туда гербицид Roundup, потому что цветы выглядели так, будто были «готовы атаковать людей». Джеймс, отвечая Елене Приме на вопрос: «Что явилось причиной потери контроля над ситуацией?», поделился, что основной проблемой и здесь, и довольно часто, является то, что авторы проектов не находятся на объектах все время и, если есть сбой в коммуникации с локальной командой ухода, возникают подобные сложности.

Бассейн Джеймса Бонда

Yotes Court, Кент. Интересно, что в саду центральной частью сада есть огромный бассейн, совмещенный со зданием подземным туннелем, куда «вы можете добраться в стиле Джеймса Бонда». В ассортименте растений есть любимцы Тома: перовския и шалфей, высаженные, по желанию заказчика, большими блоками. Том говорит, что все же вы должны уважать идеи людей, для которых вы создаете сад, иначе вам не следует заниматься этой работой.

Во времена работы над проектом Том принял много кардинальных решений: экран из вековых деревьев, а также вековая секвойя были убраны.

Сад для винодела

Для проекта La Granja Alnardo в Испании, представляющего собой натуралистические посадки из аборигенных растений возле инфоцентра для посетителей виноградников, зарисовка сада была уже сделана из натуры собственно для книги, «этакий обман», – улыбается Том.

Как отметил Тим Ричадсон, авторы садов – как ихние призраки: всегда витают где-то в саду. Так, когда мы посещаем историческую местность, мы всегда вспоминаем о ее создателях.

Хотя дизайнеры и создают сады, они отдают их владельцам и садоводам и сады дальше развиваются независимо.

Том считает, что сады не должны быть антропоцентрическими, «Сад не создан для тебя, но ты можешь быть его частью» – говорит Том.

Вернуться к блогу